Радио «Русский мир», программа «Культурный слой», ведущая – Наталья Осипова
В гостях программы «Культурный слой» Василий Жильцов – художественный руководитель и один из основателей уличного театра «Чёрный Квадрат». Ведущая и автор передачи – Наталья Осипова.
Что сегодня представляет собой уличный театр? Почему уличный театр всё больше набирает обороты? Мне очень хочется узнать, и, я думаю, радиослушателям тоже будет интересно об этом послушать, ведь это театр без декораций, театр без условностей, здесь ничего нет важнее личного контакта между артистом и зрителем и простота такая в исполнении тех трюков, тех номеров, которые видит зритель. Каким бы банальным не казался сюжет, но это всегда сюжет о победе добра над злом.
Я посмотрев на ютубе один из ваших спектаклей – «Мечта», увидела сюжет в маленьких смысловых пропорциях – какая-то такая абсурдность существует в этом во всём представлении. Это наверное свойство уличного театра – чего то не договаривать или вообще быть таким абсурдным по своей сущности, как Вы считаете, Василий?
-Нет, не совсем верно. На самом деле трудно воспринимать спектакль по видеозаписи, чтобы понять весь смысл и оценить спектакль, то нужно прийти воочию посмотреть от начала и до конца. Он имеет законченную мысль, имеет смысловую нагрузку, естественно. От абсурда мы в своё время отошли, сейчас работаем с большими формами - законченные спектакли.
-Как Вы считаете, уличный театр российский он в хвосте плетётся или в авангарде, или может быть где то в середине движения театрального уличного. Я знаю, что на Западе это всё больше набирает популярность.
-Не то чтобы в хвосте, но он достаточно молод для России, ему всего лишь около 15 лет, это период, когда началось плотное, осознанное движение. Вы правильно сказали, что существует уличный театр издревле, но существовал он в неких других формах. Россия в этом движении всё еще далека от Европы, потому что европейское видение театра уличного отличается от российского, но мы стараемся соответствовать.
-Вы стараетесь найти какое-то своё лицо или пытаетесь просто соответствовать?
-Конечно у нас своё лицо, но дело в том, что наша публика пока не готова воспринимать те формы, которые нам нравятся, которые по стилистике близки к Европе. То есть наша публика российская не всегда понимает что мы хотим донести.
-Вас не заметить невозможно. Ваши костюмы бело-черный квадраты – невозможно не заметить и невозможно не удивиться, потому что там все, вплоть до ребёночка в черно-белой коляске, в единой стилистике. Вот в моём представлении это целая семейная идиллия с кучей родственников, которые вдруг вышли на прогулку.
- Наш спектакль MechanicuS как раз в этих костюмах клетчатых. Он как раз про семью, там все клетчатые и в их жизнь попадает не клетчатый персонаж и они не понимают что произошло, другая Вселенная вмешалась в их жизнь.
- И чем же заканчивается все это? Как они его принимают?
- Они принимают и понимают то, что помимо их мира клетчатого существует другой и к этому надо нормально относиться. Это был выбор их дочери, это влюбленная пара молодых. И они приняли его.
-Какая философия глубокая и очень современная. Сегодня действительно неприятие иногда достигает таких вершин неприятия одного человека, одного общества другим, что наверное такие спектакли формируют, не побоюсь этого слова, толерантность в отношениях между людьми. А вот все-таки, кто основной зритель ваш, на кого Вы рассчитываете?
- У нас нет рамок по отношению к зрителю, на самом деле это самая главная отличительная черта уличного театра от классического театра. Мы не ставим рамок, приходит тот, кто проходил мимо.
- А все таки, что больше всего задействовано в уличном театре: музыка, хореография, акробатика или всё-таки работают больше костюмы, зрелищность, интерактивность?
– Тут все зависит от коллектива театрального, какую он берет для себя направленность. Когда наш театр зарождался, у нас было больше цирка, так как я артист цирка по профессии, эта направленность была нам наиболее близка.
- Как Вы считаете, кто может быть актером уличного театра, обязательно ли цирковое образование?
–Абсолютно нет, это может быть любой человек, и тому много примеров, когда в уличных театрах люди без образования. Это люди, которые чувствуют в себе творческий потенциал, они действуют, нарабатывают навыки, это люди абсолютно разных профессий: это могут быть и менеджеры и строители, кто угодно.
-Но подготовка должна быть? Пластичность? Я посмотрела, оказывается, приезжают мастер-классы по этой теме. Приезжали из-за границы, проводили мастер классы, на которые пошли даже театральные актёры. Какая - то подготовка всё-таки имеется?
– Конечно, в Москве очень много всяких мастер-классов и студий и частных школ. Подготовка рождается от желания человека, от его упорной работы над собой. Потом он уже выбирает какую-то тропу: либо он крутит пои, либо начинает жонглировать, либо выбирает воздушную гимнастику, актерскую клоунаду. И он потом развивает в себе навыки, не учась в профессиональных заведениях.
-Когда Вы ставите спектакль уличный, он каждый раз разный получается, или всё-таки один и тот же?
- Нет, это всегда абсолютно разные спектакли, потому что публика не предсказуема. Один из отличительных уличного театра от драматического – хочется привносить всё время что-то новенькое. Но конечно, остается костяк основной, так скажем «рыба» спектакля, но всегда он всё равно разный.
-Я бы хотела, чтобы Вы рассказали нашим радиослушателям немножко о себе Василий, Вы актёр я слышала удивительного такого направления - Вы жонглируете квадратами и никто до Вас этого не делал.
- Я закончил государственное училище циркового-эстрадного искусства им. Карандаша (Михаил Николаевича Румянцева) в 2005 году по классу жонглирование. Ещё тогда я уже понимал, что мне нравился цирк, но мне не нравился манеж. Почему именно цирк должен быть заключен в манеж? Мне всегда нравилась больше сцена, причём уличная сцена. И я ни дня не проработал на манеже, я сразу же после выпуска начал выходить на улицу на театральные площадки. Номер у меня не имеющий аналогов в мире – я жонглирую квадратами.
-А почему другие не жонглируют квадратами?
-Сложно, видимо.
-Оказывается еще и сложно очень и в то же время цирк даже не может похвастаться, что у него есть такие жонглеры. То есть Вы напрочь отказались выступать в этом виде в цирке и хотите, чтобы Вас видели на улице. Это серьезно, это дорогого стоит, Ваше решение. Но я думаю, зрители как то ценят, то что они видят? Как Вы считаете, Вы контакт со зрителями чувствуете?
-Да, я чувствую, контакт, всегда люди ценят, потому что оригинальность она всегда была в почете и мы стараемся брать оригинальностью. Любые наши номера всегда отличаются оригинальностью. Одно из наших направлений нашего театра – это неоновое шоу, неоновые спектакли и такого нет аналогов не то что в России, но и в мире.
Полная запись эфира доступна по ссылке http://www.russkiymir.ru/media/radio2/programs/all/227399/